Например, воспитание ребенка

Что делать, если ученик несмел и замкнут в себе?

Опубликовано 14.12.2018 в разделе: Школа и детский сад

В каждом классе есть ученики – так называемые «тихие мышки». Они никому не мешают, не разговаривают, ни к кому не обращаются и т. д. На первый взгляд, такие дети – «идеальные ученики», они не создают никаких хлопот в воспитании и уходе за ними, их родители не слышат от учителей ни жалоб, ни нареканий. Но действительно ли пассивный ученик – это благо для школы?

Чрезмерная застенчивость, несмелость и социальная пассивность школьника – это сигнал, который указывает на то, что ребенок требует к себе особого внимания, в том числе родителей.

У истоков несмелости и застенчивости лежат следующие факторы:

Подавление эмоций – преобладание процессов торможения над процессами возбуждения. Со временем такое состояние может вызвать нарушение процессов адаптации, что приводит к появлению конформных состояний (состояния подчинения себя мнению и ожиданиям окружения), что в свою очередь может привести к снижению самооценки.
Заниженная самооценка – ученик с отсутствием веры в собственные возможности в определенных ситуациях испытывает трудности при принятии инициативы, высказывании своего мнения и отстаивании его, если это необходимо. Он дисциплинирован, прилежен, никому не навязывается и никого не подвергает негативу, избегает конфликтов.
Изоляция или подчинение – поскольку ребенок имеет низкую самооценку, он считает, что его никто не любит, а значит, старается избегать социальных контактов. Перерывы между уроками проводит в одиночестве. Зачастую у него нет друзей. Во многих подобных случаях можно наблюдать также процесс подчинения – такой ученик выбирает себе товарища, который имеет сильные личностные качества, т. е. лидера, и позволяет ему вести себя за собой.
Богатая внутренняя жизнь – стеснительный, несмелый, замкнутый в себе ученик, часто является «мечтателем», который много размышляет, анализирует свои переживания, ведет дневник. Свободное время он проводит за чтением книг или за компьютером. Бегство в «страну собственных фантазий» позволяет ему забыть о своих проблемах, в частности об отсутствии друзей.
Функционирование таких детей в школьной среде затруднено хотя бы по причине такого явления, как снижение готовности памяти, которое приводит к тому, что ученик во время ответа ощущает так называемые «пустоты в голове», хотя при этом очень хорошо подготовлен. Сильное напряжение парализует его и происходит снижение готовности памяти извлечь и воспроизвести нужную информацию. Есть способы, которые позволяют помочь детям и подросткам справиться с этой проблемой. Например, постарайтесь сделать вот что:

внимательно и активно слушайте таких детей;
«вслушивайтесь» в их скрытые эмоции;
считывайте их невербальные сообщения;
наблюдайте за осанкой тела, жестикуляцией, пантомимикой и выражением лица;
говорите о своих чувствах, раскрывайтесь;
во время разговора уважайте короткие моменты тишины;
используйте принцип зеркала, отражайте (отзеркаливайте) чувства;
поощряйте, подбадривайте, поддерживайте детей посредством таких незатейливых речевых оборотов, как «хм…», «да…», «ну и?..»;
не спешите, ждите обратной связи со стороны ребенка;
не обещайте, что, безусловно, поможете ему, но предоставляйте все шансы.
Внимательно слушайте вашего ребенка с проблемами несмелости и застенчивости. Особенно важным является то, что он говорит после слова «но». Обращайте внимание на его формулировки. К примеру, можно сказать «Это безнадежно, но жизнь прекрасна!» или же «Жизнь прекрасна, но это безнадежно!». Выражения похожи, но контекст совершенно другой. Вслушавшись в его слова, вы лучше поймете его состояние, а значит, сможете ему помочь.

Это интересно

Как научить ребенка делать зарядку?
Какой самокат самый лучший
Как укрепить иммунитет ребенка перед садиком
Как укрепить иммунитет ребенка перед садиком
Как научить ребенка самостоятельно кушать?
Как научить ребенка самостоятельно кушать?
Идем в первый класс
Создание сайта пошагово