Например, воспитание ребенка

Детский сад — любовь и ненависть

Опубликовано 11.04.2018 в разделе: Школа и детский сад

Сколько книг и статей, научных работ, опросов и даже инструкций посвящено поступлению ребенка в детский сад! Продуманы все возможные варианты развития событий (детсад ребенку нравится — не нравится — “до лампочки”), и придуманы все возможные советы-рекомендации о том, как помочь детям привыкнуть, адаптироваться, полюбить детский сад… Но кто поможет родителям? Где подсказки о том, как вести себя нам, мамам и папам, дети которых каждый день посещают “дошкольные образовательные учреждения”?

И речь сейчас не о том, как правильно одеть ребенка в непогоду, какую сменную одежду обязательно ему положить, и с каким выражением лица приходить за ним после рабочего дня. Речь о более “тонком месте” — отношениях с воспитателем.

Почему “тонком”?

Потому что редкая мама (согласитесь, папы вникают в “детсадовские” проблемы меньше и смотрят на них менее эмоционально) на 100% довольна воспитателями своего ребенка. Поводов для возмущения, критики, недовольства или хотя поджатых губ может быть много, например:

маме не нравится тон, “отношение” воспитателя (величина, отметим, условная и субъективная);
мама возражает против разновидностей применяемых к ребенку наказаний;
маму не устраивает внешний вид воспитателя;
мама считает, что воспитатель уделяет ее ребенку недостаточно внимания;
маму не устраивает, что воспитатель не выполняет определенных действий (например, не переодевает влажную майку после прогулки);
мама подозревает/считает/уверена (нужное подчеркнуть), что воспитатель недолюбливает/ненавидит ее ребенка.

Причина большинства претензий в том, что одна из сторон (воспитатель) не оправдывает ожиданий другой (мамы) или не соответствует ее представлениям о том, как “должно быть”. При этом сложно изменить ситуацию: детский сад – не магазин, вы не можете просто “начать ходить в другой”, да и воспитатель не может перестать общаться с вами или вашим ребенком, если вы ему нагрубили. Неудивительно, что о посещении детского сада можно с горькой иронией сказать “трое в лодке (воспитатель — ребенок — родитель), не считая взаимных претензий”. Тем важнее не пускать ситуацию на самотек, а пытаться решать любые возникающие сложности и проблемы. Помните о цели: важнее всего – здоровье и благополучие вашего ребенка.

13 (+1) заповедей “добрых” отношений с воспитателем

Основываясь на рекомендациях дошкольных педагогов и детских психологов, сформулируем основные принципы общения родителя с воспитателем детского сада.

Примите как данность, что для воспитателя ваш ребенок — просто часть работы, и это нормально

Иное, более теплое отношение к детям чревато профессиональным выгоранием воспитателя, завышенными ожиданиями, ревностью и т.д.

Помните о презумпции невиновности

Исходите из постулата, что воспитатель – грамотный специалист (пока он словами или поступками не докажет обратное).

Оценивая отношение воспитателя к вашему ребенку, пытайтесь взглянуть на ситуацию слегка со стороны или свысока, “охватывая” всю группу

Сравните, как воспитатель общается с вашим ребенком и как – с остальными: есть ли разница, в чем она заключается, и чем вызвана.

В общении с воспитателем контролируйте свои эмоции

Если воспитатель критикует вашего ребенка, естественная и моментальная реакция — возразить, возмутиться, поспорить, “уйти в отказ”. Сделайте вдох и попытайтесь воспринять слова воспитателя не как замечания или критику, а как информацию — новые (возможно, полезные) знания о своем ребенке. Как бы эмоционально ни высказывался воспитатель (а специалисты бывают разные, с разными темпераментами, характерами, педагогическим “багажом”), ищите в словах здравое зерно, нечто самое важное и принципиальное для счастливого пребывания ребенка в детском саду.

Уважайте человека, с которым ваш ребенок проводит большую часть своего времени, будьте вежливы и соблюдайте приличия.

Помните, что пожаловаться вы всегда успеете, но прежде стоит попытаться решить проблему мирно.

Формулируйте свои родительские соображения языком пожеланий

Не “мне не нравится, что…”, а “я бы хотела, чтобы…”.

Даже если воспитатель виновата, заглядывайте на шаг вперед и не доводите конфликт до «точки невозврата»

Держите себя в руках, выясните объективные причины и выразите надежду, что неприятная ситуация больше не повторится.

В случае конфликта не исходите из своих собственных убеждений-мнений, а попросите должностную инструкцию.

Но учтите: должностная инструкция — в большинстве случаев — формальный документ, который описывает “программу-максимум”.

Присмотритесь к ребенку, взгляните на него со стороны, “чужими” глазами

Если у вас подвижный, активный и даже немного агрессивный малыш, вместо конфликтов воспитателем (которые неизбежны) обратитесь к психологу или опытному специалисту, который поможет ребенку влиться в коллектив, научиться дружить и общаться с другими детьми.

Аргументируйте!

Если вы настаиваете на особом подходе к вашему ребенку (например, малыша обязательно нужно переодевать в теплые колготки при выходе на улицу), объясняйте, почему так (пиелонефрит, проблемы с мочевым пузырем и т.д.). Кстати, чем больше будет воспитатель знать о вашем ребенке, тем с большим пониманием станет к нему относиться.

Выясняйте отношения с “первоисточником”

Если вас возмущает “равнодушие” воспитателя к тому, что какой-либо ребенок “обижает” вашего, агрессивен, цепляется, бьет, кусает, то уточните у воспитателя, какие приняты меры по отношению к обидчику (и кстати, неплохо бы выяснить, кто в конфликтах виноват, кто зачинщик). При этом помните: решать проблему детской агрессии проще напрямую – с родителями “агрессора” (такт и вежливость здесь тоже не помешают).

Сделайте над собой усилие и попытайтесь найти в воспитателе нечто, что вам нравится (если таких качеств нет – хотя бы то, что вас в принципе устраивает).

Расскажем о том, что точно НЕ нужно делать, если вы хотите “жить долго и счастливо” в детском саду. Итак, не нужно…

сразу жаловаться — в РОНО, прокуратуру, заведующей детского сада (успеете);
требовать другого воспитателя (это не всегда возможно устроить);
диктовать воспитателю, как он должен работать (воспитатель — не ваш наемный работник);
испытывать предубеждение (ни один воспитатель не станет сознательно рисковать работой/зарплатой/психическим здоровьем ради того, чтобы навредить вашему ребенку);
сплетничать о воспитателе и злословить у него за спиной с другими родителями группы;
отчитывать воспитателя при ребенке на повышенных тонах;
раз за разом менять группы и детские сады (ребенок каждый раз привыкает, особенно к детям, заводит друзей и фаворитов среди воспитателей; есть ли смысл подвергать малыша новому стрессу?).

Избегайте конфликтов с воспитателям по следующим (и подобным) поводам:

ребенок испачкался;
у него неправильно застегнуты пуговицы;
у него разбито колено, или появился очередной синяк;
на ребенке чужая одежда или обувь (надетые по ошибке).

Все эти “бытовые неприятности” могут случиться и при вас, а претензиями вы добьетесь того, что воспитатель будет усаживать малыша на прогулке рядом с собой и не отпускать играть – лишь бы не ссориться с вами снова. Выход есть: одевайте ребенка в одежду, которая не пачкается или легко стирается, беседуйте с ним о том, что нужно осторожнее вести себя на прогулках.

Это интересно

В первый класс без проблем. Советы психолога.
Выбор фотокамеры
Развитие мелкой моторики у детей
Парад трендов весна-лето 2017
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе
Школьная неуспеваемость. Причины и пути решения
Школьная неуспеваемость. Причины и пути решения