Начальный этап материнско-детских отношений — это привязанность, симбиоз, единое чувствование матери и ребенка, обеспечение его безопасности. И именно в первые годы жизни закладывается в сознании человека отношение к окружающему миру: «доверять — не доверять?» Если доверие отсутствует, человек, повзрослев, будет его только имитировать или открыто говорить: «Верить никому нельзя». И тогда вся его жизненная энергия будет направлена на преодоление тревоги и страхов.
На этапе развития любовных отношений такой человек может стремиться к близости и одновременно ее бояться, быть рядом и чувствовать себя отгороженным.
Если мать не отпустила взрослого ребенка «от своей юбки», не позволила обрести самостоятельный опыт жизни, скорее всего, он станет зависимым, «прилипчивым» и в любовных отношениях: его эмоциональное состояние, настроение будут диктоваться отношениями с партнером, разлука с ним — порождать тревогу, беспомощность, страх одиночества. Он может «присосаться» к партнеру, питаться его жизненной энергией, как материнской грудью, обвить возлюбленного, как лиана другие деревья. Отношения могут стать настолько тягостными, что партнеру придется спасать себя от такой любви.
Возможен и другой вариант развития отношений с противоположным полом как следствие детского опыта «не доверять!» — попытки (иногда бесконечные) найти себе спутника жизни, похожего на любимую мамочку.
Многие люди проживают жизнь, так и не приблизившись к пониманию сущности своей души. Но шанс познать себя глубже, расширить свои границы, приумножить возможности дает стадия романтической любви. Если она полноценно прожита, то по значимости сравнима, пожалуй, с первой стадией материнско-детских отношений, когда ребенок за первый год жизни делает самый грандиозный скачок в своем развитии.
Природа мудра и в 15—17 лет дает человеку еще одну попытку понять и развить себя.